Дмитрий пригов биография краткое. Дмитрий Пригов: стихограммы, динозавры и крик кикиморы. Осмысление себя и эпохи

Дмитрий Александрович Пригов родился в Москве 5 ноября 1940 года. После средней школы два года работал на заводе, затем поступил в Строгановское училище на скульптурное отделение, откуда на один год был исключен – "за формализм". В 1966-1974 годах работал архитектором в Главном архитектурном управлении Москвы (по другим сведениям - инспектором по проверке покраски зданий). Стихи начал писать в 1956 году, а первые публикации появились во второй половине 1970-х в эмигрантских и славистских журналах. Одновременно работал скульптором и был дружен со многими деятелями московского андерграунда, в том числе с Львом Рубинштейном и Франциско Инфанте. Несколько стихотворений Пригова в 1980 году были опубликованы в неофициальном альманахе "Каталог".

В 1986 году Пригова, придумавшего уличную акцию – раздавать поэтические тексты прохожим - направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу но после протестов общественности он был выпущен. С 1987 года начал официально публиковаться и выставляться, а в 1991 году стал членом Союза писателей (членом Союза художников он был с 1975 года).

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов "Неофициальное искусство" (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и "Современное искусство" (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США – в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за ее пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова – "Слезы геральдической души" - вышел в 1990 году в издательстве "Московский рабочий". В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов "Пятьдесят капелек крови", "Явление стиха после его смерти" и прозы – "Только моя Япония", "Живите в Москве". К ноябрю 2005 года количество стихов Пригова, по его собственным словам, приблизилось к 36 тысячам, причем автор никогда не ставил задачей опубликовать их все. Говоря о своем поэтическом кредо, Пригов утверждал: "Меня волнуют не слова сами по себе, а некие культурологические грамматики, большие идеологические блоки… Я работаю с имиджем ХIХ века в нынешнем поп-сознании".

В 1993 году Пригов был награжден Пушкинской премией фонда Тепфера (Германия), а в 2002 году - премией Бориса Пастернака.

Пригов принимал участие в нескольких проектах в качестве актера и вокалиста, в том числе на фестивале композитора Владимира Мартынова , снимался в кино в эпизодических ролях (в частности, в 1990-м – в "Такси-блюз" Павла Лунгина, а в 1998 – в "Хрусталев, машину!" Алексея Германа).

С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвует в группе акционного искусства Prigov Family Group.

6 июля 2007 года Пригов попал в 23-ю московскую больницу с диагнозом "обширный инфаркт". Ему было сделано три операции, и к 9 июля состояние поэта оценивалось как крайне тяжелое. В ночь на 16 июля Пригов умер. О его кончине журналистам сообщил Лев Рубинштейн, его близкий друг.

Лучшие дня


Посетило:475
Первый продюсер Советского Союза

Обидно иногда бывает - прожив долго, знаю так мало! Вот и с Дмитрием Приговым познакомилась только сейчас, вернее, не с человеком, а его оставленным нам наследством.

Дмитрий Александрович Пригов родился 5 ноября 1949 года в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. По окончании средней школы работал на заводе слесарем, потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова, на скульптурном отделении. в 60-х - 70-х гг прошлого столетия сблизился с художниками московского андерграунда и в 1975 году был принят в члены Союза художников СССР, но до 1987 года нигде не выставлялся. С 1989 года Пригов стал участником московского Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пригов писал стихи с 1956 года, но на родине не печатался. В 1986 году, после одного из уличных выступлений, был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику и освободился лишь после протеста известных деятелей культуры в стране и за рубежом.
Пригов -автор огромного числа стихов и прозы, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Были у него выставки, снимался в кино, участвовал в музыкальных проектах (пародийная группа, организованная из московских художников-авангардистов "Среднерусская Возвышенность"). В 1993-1998 гг Дмитрий Пригов выступал с рок-группой "НТО Рецепт", которая использовала стихи поэта в своём творчестве.
Скончался Дмитрий Александрович Пригов 16 июля 2007 года от инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Итак, Мраморный дворец - один из филиалов Русского музея Санкт-Петербурга.

Оставил много, потому что был очень многогранным - писал стихи:

Над городом живую чашу слёз
Какой-то ангел впопыхах пронёс.

И обронил, как сотни лет назад
Одну, и ветер снёс её на сад.

И облетела белая листва,
И поползли живые существа.

Так, видно, не про нас слеза была.
Своя-то, лёгкая, - поди как тяжела.

Трудно представить, как бы на самом деле встретились за одним столом все наши великие, и что сказал бы им наш современник Дмитрий Пригов.
Что ни посмотри у Пригова, везде присутствует философский взгляд на жизнь и наше бытие, вот мы листаем книгу с прозрачными страницами и лишь одним словом на последней.

То же и в картинах художника, он не спорит и не осуждает, само название выставки говорит о том, что это - лишь его концепция, его взгляд на живопись. Так, своё отношение к тому или иному художнику, Пригов выражает, просто ставя их имена на репродукциях к пейзажам


Ещё одна любимая тема Дмитрия Пригова - монстры, он считал их нашими соседями по жизни. В самом деле, каждый из нас может разглядеть в себе монстра - тут обидел невзначай, там прошёл мимо чужой беды и не помог... Портреты художников и литераторов, и себя, в том числе, выполнены именно в виде странных чудищ, странных, но не страшных. Так он видит Андрея Белого.

А так Босха.

Кандинский.

Шекспир.

Выставка есть выставка и здесь фотографировать нельзя, так что, все иллюстрации взяты из интернета, в основном, с сайта художника.


Материалы, на которых и которыми работал Дмитрий Пригов, очень просты - газеты, бумага, тушь, акварель, шариковая или гелевая ручки.
Закончу стихами Дмитрия Александровича Пригова.

Вся местность словно чудилась в дыму.
Он видел, как сквозь темень прорезаясь,
На месте леса вспыхивала завязь....
И пёс приблудный ластился к нему.

Он на холме к изгороди встал,
Как отгорожен неподвластным даром.
Приблудный пёс дышал полночным жаром
И что-то тайное без умысла шептал.

Он вдруг спиной почуял холод близь,
как дни обрушились, иль крылья разошлись
И обнажили подвиг многолюдный.

И с неподвижной этой высоты
Он видел всё до меловой черты.
И пёс приблудный был пёс приблудный.

1963 год.



Источники - http://prigov.ru/biogr/index.php, https://ru.wikipedia.org/wiki/

    - (1940 2007), русский писатель, художник. Принадлежал к поэтическому «андерграунду», идеолог концептуального искусства (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) , до 1989 стихи появлялись только в самиздате и на Западе. В поэзии ироническое обыгрывание… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1940) русский писатель, художник. Принадлежал к поэтическому андерграунду, идеолог концептуального искусства, до 1989 стихи появлялись только в самиздате и на Западе. В поэзии ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, черный… … Большой Энциклопедический словарь

    Пригов, Дмитрий - Поэт, художник, скульптор Московский поэт, скульптор, художник, перформансист, которого часто называют отцом русского концептуализма. Дмитрий Александрович Пригов родился в Москве 5 ноября 1940 года. После средней школы два года работал на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Пригов, Дмитрий Александрович Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

    Дмитрий Александрович Пригов Русский поэт и художник, один из основоположников русского концептуального искусства Дата рождения: 5 ноября 1940 года Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 16 июля 2007 года … Википедия

Книги

  • Мысли. Избранные манифесты, статьи, интервью. Том 5 , Пригов Дмитрий Александрович , "Мысли" завершают пятитомное собрание сочинение Д. А. Пригова (1940-2007), в которое вошли" Монады", "Москва", "Монстры" и"Места" . Настоящий том составляют манифесты, статьи и интервью, в… Категория: Современная отечественная проза Издатель: Новое литературное обозрение ,
  • Дмитрий Пригов. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. Монстры , Пригов Дмитрий Александрович , &171;Монстры&187;продолжают&171;неполное собрание сочинений&187;Дмитрия Александровича Пригова (1940 2007). В этот том включены произведения Пригова, представляющие его… Категория: Поэзия Издатель: Новое литературное обозрение , Производитель:

Д. Пригов. Инсталляция "Плачущий глаз (Для бедной уборщицы)"

В 2011 году Эрмитаж объявил о реализации грандиозного проекта «Эрмитаж 20/21». По словам директора музея М. Б. Пиотровского: «Задачи этого проекта - собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков. Мы хотим создать коллекцию произведений, которые завтра войдут в историю... Актуальное искусство можно назвать зеркалом современной культуры...».

Первым в отреставрированном Восточном крыле Главного штаба в ноябре 2012 года открылся зал Дмитрия Пригова (1940-2007), одного из основателей и идеологов русского концептуализма, художника, скульптора, поэта, прозаика, драматурга, эссеиста, а еще и музыканта, и артиста, оригинального мыслителя, «неканонического классика».
Это стало первой серьезной попыткой сделать более доступным для культурной аудитории творческое наследие мастера, которое до сих пор, несмотря на массу исследований и публикаций, содержат много таинственного, непонятного и загадочного. Пригов вошел в культурную жизнь страны как несомненный лидер ее авангардного направления еще в те годы, когда кроме соцреализма никаких иных направлений вообще не полагалось. Один из критиков писал, что он – «именно тот «больше, чем поэт», который в России больше, чем поэт». Его работы чрезвычайно точны, отмечены потрясающим чувством юмора и немного грустны.
Сам Дмитрий Пригов писал: «В России в отличие от Запада одни времена не отменяют другие... Можно жить во времени Пушкина - в нем живет огромное количество людей, можно жить во времени Блока или футуристов... Но для 99% тех, кто живет в разных исторических временах, я живу в еще не существующем времени». Он называл себя автором текстов, которые «засоряют экологию культуры». Зав. сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков называет творчество Пригова «непредсказуемым и интуитивным, ускользающим и спонтанным, требующим постоянного разгадывания, расшифровки и «вчувствования». Это зарисовки человека, выросшего в тоталитарном государстве.

Дмитрий Пригов родился 5 ноября 1940 года в Москве. Отец был инженером, мать - пианисткой. Это сочетание достигло в сыне высочайшего напряжения. После школы он два года работал слесарем на заводе. Потом окончил скульптурное отделение Строгановки. Работал в архитектурном управлении Москвы, где довольно хорошо изучил чиновничьи нравы. Он нашел скульптурную подработку, чтобы иметь возможность, наконец, заняться «своим делом» - литературой и искусством. Его интеллект, как и память, были поразительны. Еще в молодости он, например, освоил сочинения практически всех крупных философов.
В личной жизни Пригов был очень скромным человеком. Все стены его квартиры в обычной многоэтажке, где он жил с женой и сыном, были увешаны картинами, фотографиями, гравюрами, рисунками, а еще - тысячи книг. Там витал дух поэзии и творчества. Всех гостей хозяин потчевал сгущенкой - любимым блюдом своего послевоенного детства.

В 1986 году, когда Пригов вошел в конфликт с советской властью, он был принудительно направлен в «психушку» после одного из уличных перформансов. Вышел только после волны протестов, как в стране, так и за рубежом. Заграничные русскоязычные издания охотно печатали Пригова («Русская мысль», «Каталог», «А-Я» и другие), а в СССР до начала перестройки он практически не издавался. В конце 1980-х гг. Пригов стал заметной фигурой в «неофициальном искусстве» страны.
Среди его излюбленных визуальных тем и мотивов были портреты друзей и исторических деятелей в облике гипертрофированных чудищ, переживающих фантасмагорические телесные деформации («Бестиарий»); глаз, истекающий кровавыми слезами; коленопреклоненная уборщица; штриховки на репродукциях русских или европейских художников. Мастер всегда был в поиске, экспериментируя со стилями, жанрами и техническими приемами, и в 2000-е годы он успешно пробует себя в новых мультимедийных синтетических жанрах.

В клубной среде были очень популярны приговские «мантры» - чтение своих и классических произведений в стиле буддистских или мусульманских песнопений. Позднее Пригов начал активно сотрудничать с классическими и джазовыми музыкантами и коллективами. Так выкристаллизовалось одно из направлений его творчества - музыкальные перформансы.
Хорошо известен постулат Пригова: «Поэзия – это то, что условились называть поэзией». Стихи Пригова легко узнаваемы - они короткие и обычно начинаются правильным метром, но к середине ритм сбивается, становясь почти прозой, в концовке стихи могут снова вернуться к прежнему метру. Типична для автора и маленькая дописка в конце стиха, обычно слово, «не вместившееся» в строку, который в шутку прозвали «приговский хвостик». Согласно приговской художественной системе, отдельным произведением является не стих, а стихотворный цикл, целая книга. Пригов – безусловный мировой рекордсмен «производства» литературных текстов, являясь автором свыше 35000 стихов. Поэт заявлял, что создание стихов «часть его дневного рациона».

После перестройки, падения берлинской стены и распада СССР артистическая карьера Пригова двигалась неуклонно вверх. С 1990-х годов выходят стихотворные сборники и книги прозы Пригова, в числе которых «Слезы геральдической души», «Явление стиха после его смерти», «50 капелек крови», «Сборник предуведомлений к разнообразным вещам», «Говорит Д. А. Пригов», «Живите в Москве», «Только моя Япония», «Ренат и Дракон», «Собрание сочинений» в 4-х томах (Вена).
Дмитрий Александрович удостаивается ряда почётных международных наград и стипендий: в 1993 году получает премию Пушкина фонда Альфреда Топфера, премию им. Б. Пастернака (2002).
Он постоянно, чуть ли не ежемесячно, выставляется на Западе и в России. Его инсталляции и перформансы демонстрируются на престижных музейных площадках Берлина, Праги, Будапешта, Вены, России (ГТГ и ГРМ).
Один из элементов имиджа Пригова – его имя. Обратиться к нему «Дмитрий Пригов» было нельзя, только «Дмитрий Александрович Пригов» (намекая на классиков).
Известна его склонность к соединению художественного новаторства с обыденной жизнью, что производило обычно ошеломляющий эффект. Вот как описывалась одна из позднесоветских акций Пригова в духе «романтического концептуализма»: «Представьте себе: усталые москвичи останавливались у столбов с объявлениями и внимательно вчитывались в расползающиеся от сырости строчки - «куплю», «продам», «обменяю». И вдруг... тот же формат, такая же бахрома отрывных корешков внизу, но текст... «Граждане! Страсти наши нарушают иерархию последовательностей, и словно вихри какие вздымаются. Дмитрий Алексаныч Пригов». Секунды общего недоумения, граничащего с шоком, были равносильны чуду».

Пригов был, пожалуй, наиболее критикуемым литератором, ибо его творчество давало богатую пищу не только для различных интерпретаций, но и для разнообразной и, часто, противоречивой критики. Казалось, это его не задевало, ведь часто он сам «подставлялся», но на сердце мастера отметины оставались. Еще задолго до своей смерти Пригов написал слова, которые читаются как завещание: «Друзья мои, мы неуловимо ускользаем друг от друга по натянутым в неведомых нам направлениях нитям живого времени – и это неизбежно, и это печально, и это прекрасно, так было всегда, так будет, так надо».
Практически вся пресса сообщила о том, что Дмитрий Александрович скончался в Москве после обширного инфаркта в ночь на 16 июля 2007 года в возрасте 66 лет. Вскоре в Московском музее современного искусства прошла ретроспектива Пригова, озаглавленная «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста», где были широко представлены его «стихограммы» - искусное сращение текста и графики.
Через три года в Берлине был создан Фонд Дмитрия Пригова, с целью пропаганды его интеллектуального наследия и, вообще, для поддержки инновационных видов искусства, литературы и философии. Несмотря на широкую известность мастера в России и в Европе, творчество Пригова «все еще ждет своего внимательного зрителя и читателя».
Жаль, что уже никому не доведется вновь услышать блестящие выступления Пригова и его знаменитые «объяснения», являвшиеся, как отмечал сам автор, «составляющей частью» его стихов. Впрочем, можно читать Дмитрия Александровича и без всяких объяснений:
«Отчего бы мне не взять
Да и не решиться на бессмертье.
Это непонятней смерти,
Но и безопасней так сказать.
Безопасней в смысле смерти,
А в смысле жизни – как сказать».

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940, Москва, СССР-16 июля 2007, там же, Россия) - русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Биография

Родился 5 ноября 1940 года в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. Его родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Дмитрий Пригов, позже подолгу живший в Германии, по замечанию близко его знавшего Игоря Смирнова, так и не заговорил на немецком языке.

По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова (1959-1966). По образованию скульптор.

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы.

В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР до 1987 года не выставлялся.

С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США - в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за её пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова - «Слезы геральдической души» - вышел в 1990 году в издательстве «Московский рабочий». В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы - «Только моя Япония», «Живите в Москве».

Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своём творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя. Вдохновением для цикла про милицанера стала жизнь в московском спальном районе Беляево, в доме близ МГУ МВД. В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая видовые и содержательные для его творчества точки этого места. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч. С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.

Скончался в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен в Москве, на Донском кладбище.

Вверх