Педразвитие. Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие Тема: Путешествие в космос

НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие»

Цель : формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений.

Оборудование : флэшка с презентацией, телеграмма , зеркала, звезды зеленая и красная, картинки – банан, альбом, картинки светофора и 12 фишек, картинки со звуком т, наклейки, картинки- буквы спрятаны, мальберт, цветок и лепестки.

Ход занятия

1. Орг. момент- заходим и встаем полукругом

Круг приветствия (говорим вместе с детьми) .

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем.

Здравствуйте, говорим мы человеку,

Здравствуйте слышим мы в ответ.

К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

2. А вы, ребята, заметили, что на стене что-то необычное. - (инопланетянин появляется».

Ой, кто-это.

я думаю, неспроста здесь он появился..

А как вы думаете с какой он планеты.

Зачем он сюда прилетел.

А вот и письмо - сейчас мы и узнаем все о нашем госте.

Воспитатель читает письмо :

3. «Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Развивайка с планеты Грамоты …У нас случилось несчастье. Космические пираты звукоедики перепутали и похитили все звуки, если вы не поможете, может случиться беда. Без вашей помощи мы не справимся. Ведь известно, что вы уже многому научились. я очень прошу вас о помощи.

Ребята, поможем---

А на чем же мы полетим. (на ракете) .

А вот и наша ракета (картинка)

4. Прежде чем занять места в ракете . мы должны пройти проверку. для этого мы должны проговорить чист оговорки по очереди красиво и громко___(проговариваем и передаем мяч)

та-то-та- у нас в ракете чистота.

5. итак все космонавты на местах . Пристегнули ремни. Проверим правильно ли работают ваши моторы- ррррррррр. готовимся к старту с песенки гласных---а-о-и- ы- у-у- .летим. у-у-у. взлетели.

6. пока мы летим нам нужно изучить язык жестов, как мы будем общаться с инопланетянами. звуки –то у них похищены. Поставьте перед собой зеркала, помогите мне рассказать историю про инопланетянина Развивайку, который отправились на отдых к бабушке и дедушке.

В гости к бабушке и дедушке приехал Развивайка. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внука (Улыбочка - Трубочка) . Бабушка стала месить тесто (Месим тесто) и печь блины (Блинчик) . Блинчики были очень горячие (подуть на язычок) . Ну вот они остыли и Развивайка с удовольствием стал есть блинчики с вареньем (Вкусное варенье) . Потом он побежал гулять и стал играть с друзьями в футбол (Футбол) . А потом качался на качелях (Качели) .

6. Прежде чем высадиться на планете Грамоты мы должны быть уверены в своих знаниях, а на ведь еще надо и назад вернуться….для этого наш экипаж выполнит задание, которое приготовил нам центр управления полетом…

Я читаю вам стихотворные строки, а вы должны выбрать одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь : «Мой дорогой!

Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)

Белокрылые хозяйки над волной летают (чайки, шайки, сайки)

Лежит лентяй на раскладушке, грызет посвистывая сушки, душки, пушки)

7. посмотрите ребята на в иллюминатор- что вы там видите.

да, ребята, перед нами преграда- скопление звезд, наверно, пираты постарались. Какже их нам преодолеть. ой, я знаю как. мы должны выполнить следующее задание…Я буду называть картинки то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я называю правильное название то вы поднимаете зеленую звезду, неправильную- красную…

Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.

альпом, айбом, альмом,альбом, аньбом, альном.

8. Ребята, вы слушите звук. (стучу по столу)

Это метеоритный дождь. будьте внимательны. это все пираты нам хотят помешать. как только мы правильно выполним задание, метеориты разлетятся в разны стороны и путь нам будет свободен.

Послушайте слова и поднимите карточку с той буквой, которую услышали. (

10. посмотрите на картину. всезнайка нам сигнализирует. что мы должны набраться сил и отдохнуть.

физ-ка Мы с вами оказались на лесной поляне

Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух

Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе

Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут

и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)

Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф

Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!

Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з

Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят : г-у-у! г-у-у! г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.

отдохнули. продолжаем. полет. к нам на орбиту поступила зашифрованная телеграмма . нам надо ее прослушать и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

тут мышка. У мышки мышата. мышка шумит. мышата шуршат.

Но что я слышу. какой-то сигнал. бедствия кто-то передает. ничего не могу понять. мешают помехи, но какие -то звуки я слышу. я буду вам произносить ряды слогов. а вы должны хлопнуть. когда услышите другой звук.

па-па-па-ба-па

фа-фа-фа-ва-фа.

Мы уже. скоро будем на планете Грамотейка . но вот незадача, прямо на нас летят другие космические корабли . это. пираты нас встречают….чтобы не произошло столкновение вам нужно опять выполнить задание ….

я буду произносить слово, а вы назовите слово, отличающееся от других.

минута, монета, минута, минута

винт, винт, винт, бинт.

Дудка, будка, будка, будка.

итак. вот мы и на планете. грамоты . ой, посмотрите, опять послание.

Привет,земляне. Если вы читаете это письмо, то вы все-таки добрались до планеты Грамоты . Но просто так звуки мы вам не отдадим. Выполняйте наши задания, а мы будем за вами следить.

Светофор.. я называю слова, а вы ставите фишки на красную, желтую или зеленую часть, в зависимости от того, где слышите звук. м.

(макароны, карман, дом, мышь, ромашка, ком)

Молодцы. С заданиями справились. Пираты вернули инопланетянам с планеты грамота все звуки . и развивайка дарит вам за подарок, который вы получите, когда прилетите на землю.

Может мы тоже сделаем подарок всезнайке о нас на память….давайте соберем цветок. Из предложенных лепестков с избражениями различных предметов мы должны выбрать только те, где есть звук Т.

молодцы, теперь мы можем спокойно возвращаться домой.

Но посмотрите на борту корабля обнаружены неполадки : на пульту управляния кто-то спрятал буквы. нам надо их разгадать. (на букве нарисован пират- ее отгадать) .

Молодцы…теперь все в порядке

Возвращаться нам пора,

по местам мои друзья.

Экипаж слушай мою команду.

Занять кресло .

Пристегнуть ремни.

Завели моторы. рррррр. Закреваем глаза. мы взлетем. а-о-у-ы-и -у-у-у. летим. ну вот мы и прилетели. можно немного расслабиться и поговорить.

Давайте подведем итог нашего путешествия .

чем мы занимались во время путешествия .

Вам интересно было.

давайте встанем в круг, возьмемся за плечи и скажем друг другу. спасибо за приятное занятие .

Публикации по теме:

«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Автор: Ярикова Наталья Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 163 г. Кемерово, Кемеровская область Цель: Закрепление.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в весенний лес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ «Путешествие в Африку» Дети входят в зал,берут игрушки,под музыку из фильма "Красная шапочка" дети играют игрушками (мяч,машины,куклы)Произносят слова -приветствия.

Задачи:

  • Формировать навыки счета (счет в пределах 20; отсчет единицами, десятками).
  • Закрепить умение сравнивать по количеству: понимать и правильно употреблять понятия «больше», «меньше», «равно».
  • Формировать начальные чертежные навыки: закреплять умение строить по чертежу, узнавать и правильно называть геометрические фигуры.
  • Упражнять в звуковом анализе слова.
  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжать формировать временные представления: дни недели, месяцы.

Ход занятия:

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку.

1 воспитатель – Да…, я поняла. Ребята, у меня для вас новость. Сейчас звонили ученые из обсерватории и сообщили, что с планеты Луна поступают сигналы SOS. Что это за сигналы? Да, сигналы бедствия. Посылает их наш любимый герой мультика и передачи «Спокойной ночи, малыши» Лунтик. А утром на наш адрес пришел конверт с картой звездного неба и чертежом. Что будем делать? (Предложения детей). В письме еще была записка:

Приглашаем всех детей

В путь отправиться скорей.

Ждут вас испытания, сложные задания!

Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите!

Рассмотрим чертеж. Расскажите сколько, какие по размеру и какой геометрической формы детали нам необходимы.

Дети строят из мягких модулей ракету. Звучит «космическая» музыка.

Ребята занимают места в ракете.

1 воспитатель – С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться. Пристегнуть ремни.

Ребенок - Нам в окошко звезды светят,

Наступил полета час.

Мы с ребятами в ракете

На Луну летим сейчас.

1 воспитатель – Начать отсчет единицами, десятками… Старт! Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни.

А теперь я расскажу вам историю про Лунтика. Садитесь поудобнее.

Однажды Лунтик пригласил в гости своих друзей: дядю Шнюка, дядю Корнея, Милу и Кузю. Сколько друзей пригласил он в гости? (четырех друзей).

Приглашал он друзей в субботу и просил прийти в гости на следующий день. Какой это будет день недели? (воскресенье).

Гости были у Лунтика в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились сходить в Лунопарк покататься на роликах. В какие дни недели друзья будут кататься на роликах? (понедельник, вторник, среда).

У кузнечика Кузи день рождения в пятницу, но готовиться к празднику он начал за два дня до этого. Какие это дни? (среда, четверг). День рождения у него наступит в первый день после апреля. Какой это день? (1 мая).

Мы начали наш путь, с какой планеты? (Земля) А сейчас приближаемся к другой.

2 воспитатель – Ребята, вы на планете Геометриус. Любимая наука народа, населяющего эту планету – геометрия. Сейчас посмотрим, нравится ли она вам.

Игра «Узнай фигуру»

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают соответствующую геометрическую фигуру из находящихся перед ними.

1. И похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я, друзья, такой? (круг)

2. На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три:

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы вместе совершим.

Все в нашем городе друзья,

Дружнее не сыскать.

Мы все семья,

Нас каждый должен знать! (треугольник)

3. Углов у нас не три, а больше на один.

Узнай нас поскорей,

Мы этого хотим! (прямоугольник)

4. Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад!

Как зовут его? (квадрат)

Жители этой планеты увлекаются астрономией и просят вас помочь им пересчитать звезды.

На карточках дети пересчитывают звездочки и ставят нужный знак (равно, больше, меньше) между звездами и цифрой.

2 воспитатель – Ближайшая к планете Геометриус – планета Рассуждалка, где живет очень умный народ. Они любят порассуждать и предлагают нам заняться тем же.

«Ответь да или нет – быстро»

В пустом стакане есть орехи?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Кошка боится мышку?

Листья желтеют осенью?

Морковь бывает синяя?

Воробей это птица?

Яблоки созревают весной?

У машины 4 колеса?

Тетрадь похожа на прямоугольник?

Берлога медведя на ветке?

Медведь домашнее животное?

Ребята, сильный звездный ветер подхватил и унес с собой с планеты Рассуждалка некоторые буквы. И теперь ее жители в большом затруднении – ни почитать нормально, ни письмо написать. Давайте им поможем и правильно выполним задание в конвертах (дети вписывают пропущенные буквы в словах на карточках).

А сейчас я предлагаю вам выйти в открытый космос полетать (физминутка). Пока играет музыка, летаем. Музыка закончилась – объединяемся в заданное число (по два, по три, по четыре).

1 воспитатель - Вам здесь понравилось? Я рада.

Но на Луну спешить нам надо.

На этой планете Лунтик мается,

И в нашей помощи нуждается.

Лети-и-и-им! И вот мы на Луне. Давайте сделаем подарок Лунтику: нарисуем его портрет. К графическому диктанту готовы?

Графический диктант.

Появляется игрушка Лунтик: « Как я рад вас видеть. Здравствуйте! Я засмотрелся на лунный свет и Луна притянула меня к себе. Но я уже успел полюбить Землю и хочу жить только на ней. Там мои друзья! Возьмите меня с собой!»

Дети дарят Лунтику его портреты и занимают места в ракете.

«Про Лунтика».

Каждый день мы встречи ждем,

К телевизору идем.

Здесь про Лунтика рассказ,

И для вас он и для нас.

Он сиреневый такой

И немного озорной.

Кругленькое брюшко

И четыре ушка.

Если грустно, не беда. Помогает доброта.

Лунтик, милый и смешной, подружились мы с тобой.

Кузя с Лунтиком дружок

И с Пчеленком хорошо.

Даже рак Чики-бряк

Без него не смог никак.

Передачу смотрим с ним –

Лишь потом спокойно спим.

День промчится, а потом,

Встреча будет перед сном!

2 воспитатель – Экипаж, поздравляю вас с прибытием! Снять скафандры.

Вам понравилось космическое путешествие?

Каждый из вас молодец!

Путешествию – конец!

С математикой, грамматикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, вниманье!

Лунтик угощает детей «космическими» чупа-чупсами.

Невретдинова Халида Ибрагимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №281 ДО №4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.
Тема: "Космическое путешествие"
Дата публикации: 11.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению

грамоте «Космическое путешествие».

(подготовительная к школе группа).

Составила: воспитатель

Халида Ибрагимовна Невретдинова

Цель: развитие интереса детей к учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Закреплять умение определять место звука в слове; работать над предложением и

его схемой;

Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слов.

Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква, слог, слово и т. д.)

2. Развивающие:

Развивать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;

Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух,

память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Развивать умение находить решение и делать выводы;

Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.

Методы и приемы

Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, средств ТСО,

музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка

деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения,

обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия .

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры,

упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.

Оборудование

Для украшения музыкального зала - звезды и планеты, глобус, различные игрушки,

карточки с «полубуквами», слогами, словами; плакаты с написанными

предложениями; плакат с изображением Солнечной системы; карточки для

индивидуальной работы, счетные палочки, фишки на каждого ребенка, схемы

предложений, конверт с заданиями, коробка с сюрпризом; аудиоаппаратура, запись

музыки на «космическую » тематику.

Ход занятия

1 часть. Вводная

Дети входят в зал. Раздается телефонный звонок. Воспитатель разговаривает по

Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит?

Инопланетянин: Здравст–вуй–те! С ва-ми на свя-зи кос-мос! Го-во-рит жи-тель кос-

ми-чес-кой пла-не-ты! Я при–гла-шаю вас в гос-ти на на-шу пла–не-ту! Я хо-чу поз-

на-ко-мить-ся с ва-ми и при-го-то-вил для вас кос-ми- чес-кий сюрп-риз.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в космическое путешествие?

2 часть. Основная

Воспитатель: Дети, инопланетянин приготовил для нас сюрприз. Надо и нам что –

то подарить ему, ведь в гости с пустыми руками отправляться некрасиво. Что бы вы

хотели подарить инопланетянину?

Дети: конфеты, игрушки

Воспитатель: Я предлагаю подарить ему глобус – маленькую модель нашей Земли.

Инопланетянин будет смотреть на него, и вспоминать нас. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда отправляемся!

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Все вы за руки возьмитесь,

В круг скорее вы садитесь.

Внимание! Всем приготовиться к полету!

Звучит космическая музыка, дети сидят в кругу.

Воспитатель: Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги,

все тело становятся тяжелыми. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии

невесомости. Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и приземлились. Мы проделали с вами долгий путь.

Нам встречались в космосе разные планеты. Скажите, сколько всего планет в

Солнечной системе?

Дети: Девять

Воспитатель: Назовите их

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: Какая планета самая большая в нашей Солнечной системе?

Дети: Юпитер

Воспитатель: А самая маленькая?

Дети: Плутон

Воспитатель: Назовите вторую планету от Солнца

Дети: Венера

Воспитатель: Марс, какая по счету от Солнца планета?

Дети: Четвертая

Воспитатель: Смотрите нас кто – то встречает (входит инопланетянин)

Дети: Здравствуйте!

ты. Рад ви-деть вас на на-шей пла-не-те. Спа-си-бо, что при-ле-те-ли! Я при-го-то-

вил вам кос-ми-чес-кий сюр-приз, но за-брать е-го вы смо-же-те, ког-да вы-пол-ни-

те мо-и за-да-ни-я, ко-то-ры-е на-хо-дят-ся в кон-вер-те

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы выполнить задания?

Инопланетянин передает конверт с заданиями воспитателю. Воспитатель

открывает конверт и достает первое задание.

Воспитатель: Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду называть вам звуки, а вы

мне должны назвать планету, на которую мы прилетели - М, А, Р, С.

Дети: Марс

Воспитатель: Как называются жители планеты Марс?

Дети: Марсиане

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля

Воспитатель: А как называются жители Земли?

Дети: Земляне

Воспитатель: Послушайте слоги и назовите транспорт, на котором мы совершили

полет в космос : «КЕ - ТА - РА».

Дети: Ракета.

А сейчас нужно правильно передать на Землю радиограммы из следующих слов.

(Каждое слово ограничивать взмахом руки.)

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. Посмотрим,

какое следующее задание приготовил нам марсианин. Достает из конверта задание

на карточке.

Ребята, следующее задание называется «Буква сломалась». Ребята, попробуйте

назвать буквы, в которых после космического шторма осталось только по

«полбуковки».

Перед собой вы видите элементы букв. Нам надо узнать, какая буква написана,

назвать ее и дописать (на мольберте расположены элементы букв, ребенок называет

недописанную букву, подходит к мольберту и дописывает ее)

Воспитатель: Отлично, дети! Вы выполнили и это задание.

Воспитатель достает из конверта следующую карточку. Ребята, а здесь задание

«Внимательные глазки». Вам нужно на столе построить из палочек все буквы,

которые изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за две

минуты? (дети составляют буквы, изображенные на картинке П, Т, Н, Г, Х, К, М,

Воспитатель: Дети, скажите, как назвать общим словом все составленные вами

Дети: Согласные

Воспитатель: Дайте характеристику звуку «Г»

Дети: Согласный, звонкий (такая же работа проводится со звуками К, Т)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Четвертое задание … (воспитатель достает

задание из конверта). Дети, да это игра! Проводится физкультурная минутка.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами.

Воспитатель: А сейчас ребята нам предстоит отгадать загадки.

Воспитатель: Ребята, а теперь следующее задание. Перед вами лежат карточки с

космическими словами(космос , Марс, Луна). Составьте звуковые схемы этих слов.

Дети красными и синими фишками выкладывают на карточке заданные слова.

Воспитатель: Дети определите местонахождение буквы «Р» в слове «марс»

Дети: Буква «Р» находится в середине слова

Воспитатель: Как мы можем определить, сколько слогов в слове «космос »?

Дети: Прохлопать слоги; сколько гласных, столько слогов в слове; подставить руку

под подбородок, сколько раз подбородок опустится, столько слогов в слове

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились и с этим заданием. Достает

следующую карточку. А сейчас нам предстоит узнать какая картинка лишняя.

Проводится игра «Четвертый лишний». Дети называют, какая картинка лишняя и

почему (игра проводится в устной форме; называются следующие ряды слов:

Марс, Уран, Земля, Солнце;

Чкалов, Гагарин, Терешкова, Титов;

Воспитатель: И последнее задание от марсианина.

Вспомните правила написания предложения и составления его схемы. Вы видите

написанные предложения, прочитайте их (дети читают «Ракета летит»,

«Космическая ракета летит», «Ракета летит в космос »). А рядом схемы этих

предложений, они перепутаны. Найдите к каждому предложению его схему.

3 часть. Заключительная

Марсианин. Мо-лод-цы, ре-бя-та! Вы о-чень хо-ро-шо спра-ви-лись со все-ми за-да-

ни-я-ми. Я ви-жу, что на Зем-ле жи-вут ум-ны-е и со-об-ра- зи-тель-ны-е де-ти. Те-

перь вы по-лу-чи-те кос-ми-чес-кий сюр-приз. Отдает коробку с сюрпризом

воспитателю. Воспитатель открывает ее.

Воспитатель: Дети, в коробке изображения маленьких ракет. Давайте посмотрим.

Дети рассматривают ракеты и находят внутри шоколадные конфеты.

Воспитатель: Ну ты и шутник, марсианин. Спасибо тебе за такой сюрприз. Дети

тоже благодарят марсианина.

Воспитатель: Пора отправляться домой.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

Дети: Земля

Воспитатель: Попрощайтесь с марсианином

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! Встаньте в круг и

полетели (звучит космическая музыка)

Воспитатель: Вот ребята, мы и дома. Что вам особенно понравилось и запомнилось

в нашем путешествии? Какие задания показались интересными? Какое задание

было самым трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, спасибо, вы меня порадовали своими

ответами, надеюсь, наше путешествие было не только интересным, но и

ГУ СШ № 35

Конспект занятия по обучению грамоте

в предшкольном классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Воспитатель:Рыбальченко.Л.Н.

АКТОБЕ 2016

Тема: Путешествие в космос.
Цель:
расширить представление о космосе

Задачи:

*продолжить обучать звуковому анализу слов, учить детей читать слова по первым буквам.
* закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в умении составлять слова из слогов, подбирать родственные слова; развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

*воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракеты красного, синего и зеленого цветов; звёзды с буквами К,О,С,М,О,С; звёзды со слогами;предметные картинки; карточки с цветными буквами.
Ход занятия:

В:– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
Давайте поздороваемся с гостями и с солнышком.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
«Мозговой штурм»
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоят слова?
Чем отличаются звуки от букв?
Какие бывают звуки?
Согласные делятся на..
В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : –Тёплая, красивая,ароматная (когда цветут деревья),долгожданная, солнечная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель
В-: Какой праздник отмечают в апреле?
Д:- День космонавтики

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие:мы отправимся в путешествие, а куда, узнаем, когда отгадаем загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля
Ты весь мир обогреваешь.
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ответ: солнце
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики.
Ответ: звезды
(За каждый ответ на загадку дети получают звезду.)
- Какое слово получилось?
Д: КОСМОС.
На чем мы отправимся в полет? Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Деление на группы
(по цвету букв и ракет).
На столе изображение ракет трех цветов:
(синяя ракета – твердые согласные;зеленая ракета – мягкие согласные;красная ракета – гласные).У детей карточки с цветными буквами.
-Ребята, чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Задание №1
«Прочитай по первым буквам».
(для каждой команды дается одно слово)
На доске картинки : 1 слово :зонт, ежонок,машина, лимон, яблоко.(ЗЕМЛЯ)
2 слово: виноград, ель, ножницы, ель, рыбка, ананас.(ВЕНЕРА)
3 слово: мяч, арбуз, ракета, собака(МАРС).
Прочитайте полученные слова, запишите их, сделайте звуковой анализ слова.
Задание № 2 Пришло загадочное письмо.Нужно поделить слова на слоги.
ШАР, КОМЕТА, РАКЕТА, ПЛАНЕТА, ЛУНОХОД, МАРС.
Задание №3
Игра «Доскажи словечко»

Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Задание № 4

Игра «Подбери семейку слов» к слову «звезда»
1.Человек, который считает звезды?(Звездочет)
2. Космический корабль, летящий к звездам (Звездолет)
3.Момент, когда падают звезды? (звездопад)
4.Небо, на котором много звезд?(звездное)
5.Бывает большая звезда, и маленькая (звездочка)
Задание №5
Найди две одинаковые звезды и прочитай слово.
На звездах слоги: НЕ, БО, ВО, ДА, ЛУ,НА,
Задание №6
«Сложи картинку»
Из частей сложите картинку и прочитайте предложение.
РАКЕТА, ЛЕТИТ, НА ЛУНУ.

В: Молодцы, все задания выполнили, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором: Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

(звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

В: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, у вас на столе нераскрашенные звездочки.Если вам понравилось занятие- раскрасьте звездочку в зеленый цвет;если было трудно –раскрасьте в синий цвет;если не понравилось – закрасьте звездочку в красный цвет. Попрощайтесь с гостями.






Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

Вверх