Соблюдение фактологической точности. Выполнение задания части с Фактологическая точность в фоновом материале

К12.Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. В работе, оцененной по этому критерию 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале: – неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»). Ошибки фактические (фоновые) – приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США - Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников». Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Слайд 28 из презентации «Проверка сочинений» . Размер архива с презентацией 62 КБ.
Скачать презентацию

Сочинение

краткое содержание других презентаций

«Сочинение в начальной школе» - Этапы подготовки к сочинению. Игры. Работа по обучению сочинения. Сочинения. Рассматривание картины. Впечатление. Черновик. Работа с заглавием. Загадалки. Развитие речи. Начало половодья. Подготовка к сочинению по картине. Обучение сочинению младших школьников. Работа над ошибками в сочинении. Описание.

«Написание сочинения» - Цитата как итоговое суждение. Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку. Цитата в качестве зачина. Концовка. Развернутая мысль. Подведение итога. Обобщающее суждение. Способы оформления вступления. Обращение к исторической характеристике. Вопросно-ответное единство. Вступление. Риторический вопрос. Связь с современностью. Изложение собственной позиции. Заключение. Признаки вступления.

«Сочинение-рецензия» - Книга. Фёдор Константинович Годунов-Чердынцев. И умру я не на постели. Элементы анализа. Особенности жанра. Писатель Сирин. Стили речи. Сирин. Отчизна. Писатель. Проблема. Жизнь печальна. Первое произведение. Онегинская строфа. Обучение написанию сочинения в жанре рецензии. Тайные мучения страстей. Структурные элементы рецензии. Язык. Полдень мой настал. Навыки рецензирования. Невинная надежда. Природа творчества.

«Как писать сочинение» - Сочинение – повествование. Описание должно быть взволнованным, изображение красочным. В описании нет действия, движения. План сочинения – повествования. Различают несколько видов (типов) сочинений. Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой. Сюжет. Сочинение. Вступление. Три средства связи. Отдельные части сочинения. Сочинение – рассуждение. Сочинение - описание. Начать вступление можно по -разному.

«Проверка сочинений» - Не все книги имеет смысл читать в детстве. Грамматические ошибки. Соблюдение фактологической точности. Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги». Необразованность. Когда ошибка не должна влиять на оценку. Новшества 2013 года. Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств. Позиция по данной проблеме. Экзаменационная работа. Алгоритм проверки экспертом работы. Лексика. Ссылки на авторитет.

Разбираем задания. Часть 3

Рассмотрим критерии 5-12.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

В соответствии со смысловыми частями текст членится на абзацы. Каждый абзац содержит более или менее законченную мысль, которая логически вытекает из предшествующего высказывания.

Логичность текста

Любой текст должен обладать логичностью, ведь читателю должен быть ясен путь развития мысли автора.
В тексте должна быть определяющая идея, а повествование в целом должно быть последовательно, чтобы была ясна логика перехода от одной части работы к другой.
Нарушение логики построения текста может привести к логическим ошибкам разного уровня. Рассмотрим наиболее типичные ошибки.

Разновидности логических ошибок >>

К6. Точность и выразительность речи

Точность словесного выражения - это максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам, явлениям действительности и раскрываемым понятиям.
Словарный запас (лексикон) человека является одним из наиболее ярких показателей его речевой культуры. Чем больше лексических средств в вашем распоряжении, тем точнее и выразительнее вы можете передать свою мысль.

Чувство меры

При работе над сочинением важно избегать двух крайностей: одна из них - неуместное использование речевых приёмов. Стремясь «украсить» текст, сделать его разнообразным и насыщенным, автор рискует перенасытить его художественными средствами и исказить мысль.

Внимание!
Употребление средств выразительности может быть квалифицировано как стилистическая ошибка.

Другая крайность в речевом оформлении текста - это бедность словаря, стереотипность, шаблонность, однообразие синтаксических конструкций. Это часто проявляется в обилии речевых штампов и повторов.

К7. Соблюдение орфографических норм

При написании сочинения-рассуждения следите за соблюдением орфографических норм. За работу, в которой нет орфографических ошибок или в которой допущена одна негрубая орфографическая ошибка, можно получить 2 балла. Работа, в которой допущена одна орфографическая ошибка, оценивается 1 баллом. Если в сочинении допущено более 1 ошибки, выставляется 0 баллов.
При оценивании сочинения-рассуждения учитываются положения об однотипных и негрубых ошибках. Согласно нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся, среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

Негрубые ошибки:

  • исключения из правил;
  • написание большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • случаи раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • написание и и ы после приставок;
  • трудные случаи различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как...; ничто иное не...; не что иное, как... и др.);
  • случаи, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности.
К8. Соблюдение пунктуационных норм
Негрубые ошибки:
  • Отсутствие тире в неполных предложениях.
  • Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
  • Замена одного знака препинания другим.
  • Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
  • Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).
  • Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
  • Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций: Герои этого времени, например(,) Чацкий, - резонеры.
  • Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов(,) в частности.
  • В передаче авторской пунктуации.

К9. Соблюдение языковых норм

По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

К10. Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Основные типы речевых ошибок >>


К11. Этические ошибки

Этические нормы определяют этику общения. Нечасто, но встречаются в р аботах , в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Михалков сам пистатель, вот он и призывает всех книги читать.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.
Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.
Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.


К12. Фактологические ошибки

Под фактическими ошибками понимается использование неверной, ложной информации.
Причина фактологических ошибок - недостаточное знание описываемых событий, неверная оценка фактов.

Варианты ф актологических ошибок:

  • искажение жизненной правды;
  • неточное воспроизведение книжных источников;
  • неточное воспроизведение имён собственных;
  • ошибки в указании дат;
  • ошибки в указании мест событий.

Примеры фактических ошибок:

Образом Онегина Пушкин в русской литературе начал тему «маленького человека».
В приведённом примере автор путает тему «маленького человека» и тему «лишних людей».
Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А.С. Грибоедова.
Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно «оказал большое влияние» на «Горе от ума», говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин - представитель культуры сентиментализма.


1. Пишущий не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем.

В тексте Д.Л. Быкова поднимается проблема любви Молчалина и Софьи .

2. Экзаменующийся не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.

3. Домысливание того, о чем в тексте не упоминается.

В предложенном для анализа тексте русского писателя Владимира Галактионовича Короленко автор акцентирует наше внимание на то, как герой попал в плен, как к нему бесчеловечно относились, истязали его.

4. Проявление излишней категоричности в суждениях.

М.С.Строганов убежден, что война воспитает в человеке все недостающие качества.

Фактические ошибки в фоновом материале, влияющие на оценивание по К12.

Фактическаяошибка - неверно переданная информация (жанр произведения, фамилия автора или персонажа, цитата, сюжет и т.д.) Причина фактических ошибок - не достаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта , незнание текстов художественных произведений, не верная оценка поступков и характеров героев, невнимательность. Довольно распространённая ошибка - не верно написанные имя или фамилия автора текста!

Фактические ошибки в фоновом материале тоже могут быть разного происхождения.

Они возникают тогда, когда экзаменующийся не стремится написать рассуждение о проблеме, отраженной в предложенном тексте, а пытается механически выполнить условия, оговоренные в части С: в сочинении должна быть авторская позиция – отсюда пересказ; необходимы собственные аргументы – значит, приводятся примеры, соответствующие затронутой теме или тому, чего, по мнению выпускника, от него ожидают; пишущих нисколько не смущает, что факты, привлеченные в качестве доказательств, порой плохо связаны с ходом размышлений или отражены в искаженном виде.

1. Неточное цитирование или приписывание высказывания другому лицу.

Существует много высказываний великих писателей, поэтов и ученых, которые отражают в себе главную мысль, которая заключает в себе то, что такое отзывчивость или равнодушие. Например , А.С.Пушкин говорит , что «равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

Но смерть не страшна герою, Пока безумствует мечта! – утверждал Александр Александрович Блок

2.Неверное определение жанра.

Роман « Мертвые души », поэма « Евгений Онегин », рассказ Островского « Обломов », роман «Горе от ума», роман Б.Екимова «Ночь исцеления».

3. Смысловая и терминологическая путаница возникает при неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик».

В предложенном тексте Н.С.Лесков поднимает проблему значимости добрых поступков. Автор задается вопросом: «Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

Искажение жизненной правды.

Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.

Неточное воспроизведение книжных источников.

Вспомним, к примеру, роман Б.Екимова «Ночь исцеления». Автор произведения знакомит нас с бабой Матреной и ее внуком Гришей.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения.Помни : проблем в тексте может быть несколько, ты рассматриваешь основную.

Аргументировать – приводить доказательства, аргументы.

Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте.

Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и другие факты, события, цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность – отсутствие фактических материалов в фоновом материале.

Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность – вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать свое мнение – т.е. деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста.

Памятка при работе выпускника над анализом текста

Читая текст в первый раз,

1) обращайте внимание на все непонятные слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;

3) проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста;

5) старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом;

6) особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, «узловые» суждения автора;

7) обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст

Памятка при работе выпускника над сочинением по тексту

Приступая к работе над сочинением, еще раз прочитайте текст. При этом

1) постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем;

2) прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания;

3) выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения;

4) постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение;

5) обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.

Вверх