Объединение стран юго восточной азии. Ассоциация государств юго-восточной азии (асеан). на современном этапе

Структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в и возглавляется Генеральным секретарём (на май 2006 г. – сингапурец Х. Э. Онг Кенг Йонг). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Председательство

Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очерёдности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2006 г. председательствуют Филиппины, в 2007 г. – по порядку Сингапур, однако это требует подтверждения. На СМИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году.

Страны-члены

Непосредственно образующими государствами являлись , и . Позже присоединились (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), (28 июля 1995 г.), и (23 июля 1997 г.), (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет .

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км 2 , их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

Цели АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

Основные документы

  • Декларация АСЕАН (1967). Образующий документ, установивший цели организации (см. выше).
  • Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация). В ней заявлялось, что нейтрализация региона являет собой «желан-ную цель».
  • Договор о дружбе и сотрудничестве (1976). В этом договоре страны договорились о принципах взаимоотношений друг с другом, а именно: взаимное уважение независимости, сувере-нитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. Договор принят в связи с уменьшением напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны.
  • Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995). Этот договор является логичным продолжением Куала-Лумпурской декларации.

АРФ

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках . Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН. Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются: 1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого форума существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между НПО и академическими кругами. Помимо АСЕАН в последнем форуме участвовали

Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН уставными целями Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Для этого Устав должен быть ратифицирован всеми странами-членами Ассоциации.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены:

  • содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов организации;
  • содействие упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.

Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 году большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и в целом был достигнут экономический рост около 6%.

Структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

Зона свободной торговли АСЕАН

Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.

В АСЕАН существует дифференцированный подход к срокам, в течение которых будут снижены или отменены тарифы для различных стран. СЕПТ первоначально предполагало сокращение к 2003 г. подавляющего числа действующих во внутрирегиональной торговле национальных импортных тарифов до 0-5%. С учетом новых реалий, в частности, приема новых членов в состав АСЕАН, эти сроки неоднократно менялись.

Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.

Во время саммита в декабре 1998 года было принято решение о том, что наиболее экономически развитые страны - Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд - к 2000 году сократят ставки импортных тарифов до уровня 0-5% на 90% своей товарной номенклатуры. К 2002 году ставка импортной пошлины, составляющая 0-5%, распространится на всю продукцию, охватываемую Соглашением.

Для новых членов - Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и принятой в 1999 году Камбоджи - ориентиры остаются гораздо более расплывчатыми: сохраняется неопределенность и в отношении целого ряда товарных групп, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Так, было решено, что Вьетнам к 2003 г. значительно расширит состав товарных позиций, импортные пошлины на которые будут снижены до 0-5%, Лаос и Мьянма обязались осуществить подобное расширение до 2005 г. Стороны обязались существенно расширить список товаров, которые вообще не будут облагаться импортными пошлинами к 2003 г. (для Вьетнама - до 2006 г., для Лаоса и Мьянмы - до 2008 г.).

Успешное завершение этих мероприятий будет означать создание реально свободной от пошлин торговой зоны в границах государств, подписавших договоренности по АФТА в 1992 году.

СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.

Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей.

Несмотря на опасения относительно возможности приостановки процесса создания АФТА или даже некоторого отката в связи с валютно-финансовым кризисом в странах Восточной Азии 1997 года, в ходе последних двух саммитов этой организации был принят ряд документов, нацеленных на ускорение реализации соглашений по АФТА, зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества. В их числе рамочные соглашения по услугам, взаимному признанию стандартов, облегчению транзита товаров и ряд других.

В процессе реализации АФТА помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, было принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН в 2000 году, а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. В 1999 году начался новый раунд переговоров по этому вопросу с расширением круга обсуждаемых видов услуг.

Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 году до 6,15% в 1998 году. Доля внутриасеановской торговли в 1998 году составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).

По расчетам специалистов АСЕАН, общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.

Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 года.

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

Зона инвестиций АСЕАН

В октябре 1998 года было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств - членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.

АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам - членам Ассоциации, так и третьим странам.

Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.

В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 года основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 года - внешним инвесторам.

Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.

Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. - асеановским инвесторам, к 2020 году - всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.

В ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью. Важной особенностью Соглашения, которая, несомненно, связана с последствиями валютно-финансового кризиса 1997 г., является то, что оно охватывает лишь прямые капиталовложения, оставляя за рамками портфельные инвестиции.

Исходя из различного уровня развития государств - членов АСЕАН, Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама - до 2013 г., Лаоса и Мьянмы - до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА ликвидировал списки в 2003 году.

Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.

Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.

Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.

Единый Устав АСЕАН

В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.

  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.

    В настоящее время, одной из самых перспективных группировок в развивающемся мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая объединяет 10 динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве - Сингапур, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянму, Лаос и Камбоджу. 8 августа 1967 года Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, предварительно урегулировав наиболее острые взаимные политические противоречия, подписали в Бангкоке декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) первоначально представляла собой военный блок, который был направлен на координацию усилий государств региона «против подрывной коммунистической деятельности». Однако нужно отметить, что данная ассоциация довольно быстро превратилась из антикоммунистической коалиции пяти развивающихся стран мира во влиятельного игрока в региональном и мировом масштабе. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы, которые изложены в официальных документах ассоциации. На данный момент, основными целями и задачами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии являются:

    1. Ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных усилий в духе равноправия и партнерства в целях укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества государств юго-Восточной Азии;

    2. Содействие установлению мира и стабильности в регионе посредством уважения, справедливости и законности в отношениях между странами региона и соблюдению принципов Устава организации Объединенных Наций;

    3. Поддержание взаимовыгодного сотрудничества по вопросам общих интересов в экономической, социальной, культурной, научно-технической и административной областях;

    4. Оказание друг другу помощи в виде учебных и исследовательских центров, образовательных, профессиональных, технических и административных сфер;

    5. Эффективное сотрудничество в областях сельского хозяйства и промышленности для расширения взаимной торговли, включая изучение проблем международной торговли, совершенствование транспортных и коммуникационных возможностей и повышение уровня жизни народов региона;

    6. Поддержание тесного и взаимовыгодного сотрудничества с существующими международными и региональными организациями, имеющими аналогичные цели и задачи, и исследование возможностей для еще более тесного сотрудничества с данными организациями. В отношениях друг с другом страны-члены АСЕАН приняли следующие основополагающие принципы, содержащиеся в Уставе организации (взаимное уважение независимости, суверенитета, невмешательство во внутренние дела друг друга, содействие укреплению мира в регионе, поддержка международного права и прав человека, социальной справедливости, развитие дружественных внешних связей с ООН, оказание взаимопомощи, в случае ЧС).

    Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств), который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступает Координирующий совет АСЕАН, который состоит из министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия. В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается лидерами стран-членов АСЕАН сроком на 5 лет. В 2013 – 2017 гг. этот пост занимает бывший заместитель Министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь. В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постоянного представителя в ранге посла.

    Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была основана в 1967 году в качестве региональной интеграционной структуры, состоящей из шести государств Юго-Восточной Азии – Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Во второй половине 1990-х годов в состав организации вошли новые участники - Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Объединив 10 стран Юго-Восточной Азии с населением около 623 млн. человек (8,6% мирового населения), АСЕАН стала одной из наиболее перспективных интеграционных группировок настоящего времени с общим ВВП в 2,6 трлн. долл. США (2014 г.) или около 3% от мирового ВВП.

    Интеграционная стратегия стран АСЕАН в долгосрочной перспективе нацелена на превращение региона в единое социально-экономическое пространство , основанное на трех «столпах» - Сообществе политики и безопасности, Экономическом сообществе и Социо-гуманитарном сообществе.

    В 2015 году государства-члены объявили о создании Экономического сообщества АСЕАН , целью которого является формирование третьего по численности населения рынка и седьмой по совокупному ВВП экономики в мире. Усилия стран-участниц направлены на формирование конкурентоспособного интеграционного объединения с единым рынком и производственной базой, идущего по пути устойчивого развития, тесной интеграции в мировую экономику и глобальные цепочки создания стоимости. Конкретные шаги по продвижению к заявленным целям включают создание благоприятного делового климата, введение единых региональных технических стандартов и регламентов, проведение скоординированной конкурентной политики, защиту прав интеллектуальной собственности и потребительских прав, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, инноваций и человеческих ресурсов.

    На внешнеэкономическом направлении предполагается, что страны будут придерживаться согласованного и последовательного экономического курса, одним из приоритетов которого является создание зон свободной торговли с другими государствами. В настоящее время АСЕАН подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Идет экспертное обсуждение возможного начала переговоров о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

    Кроме того, Бруней, Сингапур, Малайзия и Вьетнам являются сторонами Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). О своем желании присоединиться к нему также объявили Филиппины, Индонезия и Таиланд. Другой масштабный региональный проект, в котором АСЕАН выступает в качестве единого участника - это формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), проекта, активно продвигаемого Китаем, и находящегося на этапе завершения переговоров.

    Институциональная организация и механизм принятия решений

    Особенность АСЕАН как интеграционной группировки заключается в отсутствии развитой институциональной организации . Вся деятельность внутри АСЕАН основана на примате национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела. В связи с этим в ассоциации отсутствуют наднациональные институты. Все политические решения принимаются на Саммитах глав государств-членов АСЕАН и в рамках министерских совещаний и консультаций. Техническим обеспечением, координацией и мониторингом деятельности занимается Секретариат АСЕАН, расположенный в Джакарте (Индонезия).

    Сам механизм принятия решений также отражает упомянутые принципы и даже получил особое наименование – «ASEAN Way». По каждому вопросу проводятся тщательные консультации, длительные обсуждения, а решения принимаются медленно и поэтапно и только в случае достижения консенсуса. При этом любое из государств может воспользоваться принципом «ASEAN-X», который подразумевает, что, в целом поддерживая какую-либо из инициатив, страна может отложить ее реализацию на неопределенное время. К примеру, этот механизм задействован в процессе введения в действие программы самостоятельной сертификации экспортеров и системы «единого окна АСЕАН», запущенных в форме пилотных проектов лишь в отдельных государствах-участниках.

    В АСЕАН фактически отсутствуют механизмы контроля и принуждения к выполнению взятых на себя обязательств. Это приводит к задержкам и отставаниям в графиках проведения намеченных мероприятий, к примеру, в работе по сокращению нетарифных барьеров в торговле или сроках запуска систем электронного документооборота.

    В целом, несмотря на упомянутые ограничения, странами уже достигнуты определенные успехи на пути интеграции, что и отражено в объявлении о создании Экономического сообщества АСЕАН. При этом отсутствие единого договора о формировании Экономического сообщества хорошо демонстрирует отсутствие четко регламентированных интеграционных процедур в АСЕАН в отличие от Европейского союза или Евразийского экономического союза.

    Экономическое Сообщество: достижения и перспективы

    Торговля товарами

    Значительные успехи достигнуты в отношении снижения таможенных пошлин при торговле внутри АСЕАН. Импортные тарифы в шести странах АСЕАН – Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах уже обнулены по отношению друг к другу на 99% товарных позиций (100% в Сингапуре). В то же время в Малайзии сохраняются импортные пошлины на рис (20%), табачную продукцию и ее заменители (5%), алкогольную продукцию. В Индонезии – на рис (25%), сахар (5-10%) и алкогольную продукцию. На Филиппинах – на некоторые виды мясной продукции (5%), посевной рис (35%) и сахар (5%). 5% импортная пошлина во всех этих странах сохраняется на свежие цветы, необжаренный кофе и мякоть кокосового ореха.

    Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма обнулили тарифные пошлины примерно на 90% товаров. На остальные позиции пошлины должны быть снижены до нуля к 2018 году с некоторыми исключениями.

    Преференциальный тарифный режим предоставляется товарам, полностью или частично произведенным на территории стран АСЕАН . В последнем случае региональная добавленная стоимость продукции должна быть не менее 40% и может рассчитываться двумя способами - прямым и косвенным.

    Прямой способ: Сумма стоимости происходящих материалов, частей и товаров CIF, прямых затрат на труд (зарплата, вознаграждения и иные выплаты, непосредственно связанные с производственным процессом), накладных расходов, иных издержек и прибыли деленная на стоимость FOB и умноженная на 100%.

    Косвенный способ: Разница стоимости FOB и стоимости произведенных за пределами Ассоциации материалов, частей, товаров деленная на стоимость FOB и умноженная на 100%.

    Накладные расходы включают издержки на аренду, страхование, ремонт, техническое содержание и амортизацию недвижимого имущества, занятого в производстве, налоги на имущество, аренду оборудования и проценты по кредитам, обеспечение безопасности объекта, страхование оборудования и материалов, расходы на электроэнергию, воду, научные исследования, инженерные изыскания, дизайн, лицензионные взносы и оплату авторских прав, контроль и тестирование товаров и материалов, хранение и транспортировку по фабрике, таможенные пошлины и портовые сборы, налог на импорт налогооблагаемых компонентов.

    Стоимость непроисходящих материалов и компонентов рассчитывается по CIF на момент импорта, если он может быть подтвержден, либо указывается наиболее ранняя подтверждаемая цена, зафиксированная в стране АСЕАН, где будет проводиться производственный процесс.

    Если при переработке материалов и сырья не происходит изменения категории товара в товарной номенклатуре на четырех знаках, то стоимость материалов, произведенных за пределами АСЕАН, не должна превышать 10% от стоимости FOB.

    В случае использования для создания конечной продукции товаров, произведенных в другом государстве АСЕАН, конечная продукция считается происходящей из страны конечной обработки.


    Странами были взяты на себя обязательства по снижению и устранению нетарифных барьеров на внутреннюю торговлю , однако прогресс на этом направлении остается минимальным. По данным UNCTAD и Института экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (ERIA) в странах АСЕАН действует около 4000 нетарифных барьеров, из них примерно 1500 относятся к категории санитарных и фитосанитарных мер.

    В целях стимулирования внутренней торговли предпринимаются усилия по упрощению в странах-участницах таможенных процедур. В частности, была составлена общая товарная номенклатура АСЕАН , основанная на гармонизированной номенклатуре Всемирной таможенной организации. Также создается единый информационный порталторговый репозитарий АСЕАН (ASEAN Trade Repositary) , к которому будут подключены национальные репозитарии каждой из стран, содержащие электронные версии всех документов и правовых актов, связанных с торговлей и таможенными процедурами (на настоящий момент полностью завершено формирование национальных репозитариев Индонезии, Малайзии, Лаоса и Таиланда).

    Другая актуальная инициатива касается создания единого таможенного «окна» АСЕАН (ASEAN Single Window) . В рамках проекта все национальные системы «одного окна» будут объединены в единую сеть обмена таможенной информацией. Так, например, пройдя таможенные процедуры по ввозу товара в одну из стран Ассоциации, импортеру не придется проходить аналогичные процедуры при дальнейшей транспортировке того же груза в другое государство блока – вся необходимая информация будет храниться в региональной базе данных. Аналогичным образом, трейдеры и таможенные брокеры, зарегистрированные в системе «единого окна» АСЕАН, будут добавлены в базу всех десяти стран. На данном этапе Малайзия, Таиланд, Вьетнам и Индонезия уже тестируют систему. Остальные участники присоединятся к программе после 2016 года.

    Страны-участницы также приняли единую форму сертификата о происхождении товара (Form D). Постепенно вводится механизм самостоятельной сертификации . По этой схеме сертифицированные экспортеры могут декларировать соответствие правилам происхождения своих товаров непосредственно в счете-фактуре (инвойсе) без необходимости отдельно получать сертификат о происхождении. В тестовом режиме самостоятельная сертификация проводится в рамках пилотных проектов между Сингапуром, Брунеем, Малайзией, Таиландом, Камбоджей и Мьянмой, а также между Лаосом, Индонезией, Вьетнамом, Таиландом и Филиппинами.

    Еще одно направление в работе по упрощению условий внутрирегиональной торговли включает в себя введение общих технических регламентов и подписание двусторонних соглашений об их взаимном признании между странами-участницами . В настоящее время были подписаны соглашения о взаимном признании стандартов на электронное и электрическое оборудование, медицинскую и косметическую продукцию. Готовятся соглашения о взаимном признании стандартов готовых продуктов питания, продукции автомобильной и строительной отраслей. Ведется работа в сфере гармонизации регламентов и стандартов сельскохозяйственной продукции и безопасности продуктов питания.

    Меры, принимаемые странами АСЕАН по гармонизации и упрощению регуляторной торговой политики, ориентированы не только на стимулирование торговли внутри блока, но и на встраивании региона в международные производственные и логистические цепочки. Доля внутрирегиональной торговли товарами с 2007 по 2014 годы практически не изменилась, оставшись на уровне чуть больше 24% от общей стоимости, тогда как в абсолютных значениях товарооборот между странами АСЕАН увеличился в полтора раза (с 402 до 608 млрд.долл. США). Объемы торговли с третьими странами за тот же период возросли с 1,2 трлн. до 1,92 трлн. долл. США.

    Доля Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы в торговле государств–членов Ассоциации с миром практически удвоилась (с 8% в 2007 до 15,2% в 2014). Причем объем экспорта из этих стран вырос в два раза сильнее, чем объем импорта (экспорт - с 5,9% (2007) до 13,3% (2014), импорт – с 9,2 до 13,3%), что демонстрирует большую значимость положительных эффектов от региональной интеграции для участников с невысоким уровнем экономического развития.

    Приоритетные отрасли

    В рамках формирования Экономического Сообщества АСЕАН государства-участники выделили 12 приоритетных отраслей . Их интеграция должна послужить примером и стимулировать аналогичные процессы в других секторах. В число приоритетных направлений вошли производство электроники, электронная торговля, медицина, лесная и автомобильная промышленность, производство каучука и продукции из него, текстильная промышленность, сельское хозяйство, рыбный промысел, авиаперевозки, туризм и логистика.

    В каждой из приоритетных отраслей формируется более узкий список товаров и услуг, по которым ведется конкретная работа по созданию единых национальных стандартов, унификации требований к регистрационным и сертификационным документам, выявлению технических барьеров в торговле. Так, в сфере производства косметических средств больше не требуется обязательная предварительная регистрация до выхода продукции на рынок, достаточно простого уведомления в контрольные органы с последующим прохождением постпродажного контроля. Экспорт косметики из АСЕАН вырос с 3,5 млрд. долл. США в 2007 году до 7,9 млрд. долл. в 2014 году, аналогичные показатели и по импорту косметической продукции в АСЕАН.

    Ведется разработка Общего технического досье АСЕАН для лекарственных средств , рынок которых в АСЕАН в 2014 г. оценивался примерно в 25 млрд. долл. США. В результате подобных инициатив предполагается, что произведенная и сертифицированная в одной из стран АСЕАН продукция может быть реализована на всем пространстве Сообщества без дополнительных проверок и уплаты таможенных пошлин.

    Торговля услугами

    Доля сектора услуг в экономиках стран АСЕАН занимает от 35% до 66% ВВП. Большую часть экспорта в 2013 году составили услуги в сфере путешествий (37,1%), иные деловые услуги (22,1%) и транспортные услуги (21,8%). Согласно Рамочному соглашению о торговле услугами, государства-члены АСЕАН последовательно снимают все ограничения по торговле и доступу к рынкам услуг для компаний друг друга и вводят запрет на принятие новых ограничительных мер. Обязательства по либерализации сферы услуг не выходят за рамки обязательств большинства стран о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в рамках ВТО.

    Финансовые услуги

    Наиболее содержательно проработана стратегия развития общего рынка финансовых услуг. В ее целях - создание интегрированной финансовой системы. Основные усилия при этом направлены на развитие рынка капитала, либерализацию рынка финансовых услуг и движения капиталов. В то время как конкретные действия остаются в ведении каждого из государств-участников, было сформулировано две инициативы по продвижению региональной интеграции банковского и страхового секторов. Первая подразумевает формирование системы Квалифицированных банков АСЕАН (Qualified ASEAN Banks) , которые смогут действовать в других государствах-участниках на равных условиях с домашними банками. На данном этапе договоры о признании банков квалифицированными принимаются на двусторонней основе. К 2018 году у каждого государства из «большой пятерки АСЕАН» - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины - должно быть подписано хотя бы одно подобное соглашение с любым другим членом Ассоциации. К 2020 году к ним должны присоединиться остальные участники.

    Инвестиции

    Привлечение инвестиций – насущная потребность каждой из стран для поддержания своего экономического развития, а потому и приоритетная при обсуждении региональной повестки. В рамках АСЕАН достигнуто соглашение о постепенной либерализации всеми участниками инвестиций в пять основных секторов: сельское хозяйство, рыбная и лесная промышленность, разработка месторождений и обрабатывающая промышленность. Кроме того, в программных документах зафиксированы общие принципы и цели обеспечения открытого и свободного инвестиционного режима как по отношению к инвесторам из остальных членов АСЕАН, так и к инвесторам из третьих стран, внедрению передовых мировых практик по защите прав инвесторов и интеллектуальной собственности, сокращению количества секторов с ограничениями иностранного участия. При этом инвестиционная политика осуществляется каждой из стран независимо от других.

    В числе общих тенденций странами были запущены институциональные реформы и введены поправки в законодательство, касающиеся иностранных инвестиций как из АСЕАН, так и из других государств. Практически в каждой из стран ограничения по инвестициям зафиксированы в национальном законодательстве в форме негативных списков (т.е. перечислены только сектора, где есть ограничения, во всех остальных государства берут обязательства ограничений не вводить), что делает процесс более прозрачным и предсказуемым. На 2014 год приток иностранных инвестиций в страны АСЕАН составил более 136 млрд. долл. США, увеличиваясь примерно на 15,7% ежегодно в течение последних семи лет и превысив объем инвестиций в Китай за тот же период. Основная часть иностранных инвестиций идет в обрабатывающую промышленность, оптово-розничные продажи, недвижимость и добывающую промышленность. Две трети инвестиций поступают из ЕС, самих стран АСЕАН, США и Гонконга. Крупнейшим региональным инвестором по статистике является Сингапур, однако большинство инвестиций государства на самом деле совершаются зарегистрированными там дочерними предприятиями иностранных компаний.

    Генеральный план взаимосвязанности

    Единая концепция, лежащая в основе Сообщества АСЕАН, сформулирована в Генеральном плане по взаимосвязанности («Master Plan on Connectivity») и подразумевает как региональную систему физической инфраструктуры, так и институты, механизмы региональной интеграции и межличностные контакты.

    По различным подсчетам до 2025 года странам АСЕАН будет ежегодно требоваться около 110 млрд. долл. США для развития намеченных программ в сфере электроэнергетики, транспорта, системы водоснабжения и канализации, а также ИКТ.

    Интегральной частью процесса формирования Экономического Сообщества АСЕАН является план по созданию региональной транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры.

    Странами согласован проект единой системы электросетей, в которую входят как существующие, так и планируемые к строительству участки линий электропередачи. Интегрированная энергосистема позволит странам Ассоциации покрыть увеличивающиеся потребности в электроэнергии, которые по прогнозам Международного энергетического агентства к 2035 году возрастут на 80%, а также повысить энергетическую безопасность в регионе. Для осуществления этого плана странам придется инвестировать порядка 990 млрд. долл. США в совместные трансграничные проекты и в национальные энергетические отрасли.

    Двумя другими крупными проектами являются сеть автомагистралей длиной 38 400 км, железнодорожная сеть Сингапур-Куньмин (Китай), связывающая Сингапур, Малайзию и страны остальные страны континентальной Юго-Восточной Азии с Китаем, а также проект Трансасеановского газопровода. Трансасеановский газопровод длиной 4 500 км потребует инвестиций в 7 млрд. долл. США. Сюда не включены расходы на оборудование пунктов регазификации, необходимые с учетом приоритета, отдаваемого использованию СПГ.

    До 2020 года АСЕАН понадобится около 33 млрд. долл. США на развитие аэропортов. Наиболее крупные проекты по строительству новых и модернизации старых аэропортов реализуются в Индонезии (15 млрд. долл. США), на Филиппинах (строительство нового аэропорта в Маниле за 10 млрд. долл. США).

    Среди проектов морской инфраструктуры крупнейшими являются планы по строительству порта Танджунг Приок (Индонезия) – 4 млрд. долл. США, Батаан и Давао Саса (Филиппины) – 18,5 млрд. и 422 млн. долл. США, Чабанг (Таиланд) – 3,8 млрд. долл. США.

    Масштабные проекты в сфере телекоммуникаций включают, к примеру, планы по строительству 17 000 вышек в Мьянме и поставок соответствующего оборудования.

    Подобные расходы невозможно покрыть исключительно государственными источниками финансирования. В этой связи государства-участники АСЕАН все активнее проводят политику по привлечению ПИИ.

    Источники финансирования инфраструктурных проектов

    Помимо государственного финансирования страны активно ищут альтернативные источники для покрытия расходов на инфраструктурное строительство. Ими выступают Всемирный банк и Азиатский банк развития. Кроме того, был сформирован Фонд инвестиционного сотрудничества Китай-АСЕАН с бюджетом в 10 млрд. долл. США, Инфраструктурный фонд АСЕАН (485 млн. долл. США). Ассоциация также рассчитывает получать финансирование от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

    По оценкам Секретариата АСЕАН значительные средства можно привлечь из финансовых учреждений государств-участников , в частности, асеановского рынка долговых обязательств (1 трлн. долл. США), фондовых бирж стран АСЕАН (2 трлн. долл. США), банков стран АСЕАН (4,6 трлн. долл. США), страховых компаний (504 млрд. долл. США), пенсионных фондов стран АСЕАН (38 млрд. долл. США). При этом достаточно зрелые рынки капитала в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах открывают широкий доступ к различным финансовым инструментам.

    Растет доля частных иностранных инвестиций в инфраструктуру , в 2014 году ПИИ в недвижимость и инфраструктуру составили 15% от общего объема вложений или 20,4 млрд. долл. США. На этом фоне увеличивается роль китайских компаний в инфраструктурном секторе как в качестве владельцев и инвесторов, так и в роли подрядчиков на выполнение проектов. По экспертным оценкам китайские компании вложат 50 млрд. долл. США в инфраструктурные проекты до 2017 года. Участие во многих проектах строительства и модернизации энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры принимают японские, корейские, американские и европейские корпорации.

    Переход к государственно-частному партнерству (ГЧП) становится все более распространенной и поощряемой формой осуществления крупных, в том числе инфраструктурных, проектов на территории стран АСЕАН. В качестве инструментов по продвижению проектов ГЧП странами применяются меры фискальной поддержки, предоставляются бюджетные субсидии для покрытия рисков рентабельности социально значимых проектов, создаются целевые фонды и единые центры мониторинга и координации проектов ГЧП, обновляется соответствующее законодательство.

    Развитие регионального бизнеса

    Интеграция внутри АСЕАН постепенно приводит к формированию крупных региональных компаний и производственных цепочек.

    ТНК

    Все больше крупных мировых компаний наращивают свое присутствие в регионе, рассматривая АСЕАН в качестве единого рынка и учитывая при выборе направления деятельности конкурентные преимущества каждой из стран с целью формирования комплексных производственно-логистических цепочек в том числе для последующего выхода на рынки третьих стран.

    Так, крупный инвестиционный и торговый конгломерат «Marubeni Corporation» (Япония) ведет свою деятельность в Камбодже, Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах (производство электроэнергии), в Мьянме (производство картона, доля в СЭЗ) и Индонезии (энергетическая инфраструктура). Компания «Hitachi» открыла дочернюю компанию «Hitachi Infrastructure Systems (Asia)» в Сингапуре, которая также занимается бизнесом инфраструктурных сетей в Таиланде, Индонезии, Камбодже и на Филиппинах.

    Концерн «Coca-Cola» запустил производство в Мьянме и Камбодже. Компания «Volvo» (Швеция) объявила в 2014 году о расширении своей сети в Малайзии и дополнительных инвестициях в размере 23 млн. долл. США в течение последующих 3-5 лет. «Volkswagen» планирует построить завод стоимостью 140 млн. долл. США в Индонезии и вложить 1,29 млрд. долл. США в новое предприятие в Таиланде по производству энергоэффективных автомобилей. В сферу интересов крупных компаний все активней попадает асеановская «четверка» - Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма, которую отличает относительно низкая стоимость рабочей силы, наличие различных природных ресурсов и возможности выхода на рынки остальных стран Юго-Восточной Азии и Китая.

    Региональные ТНК

    Расслоение внутри АСЕАН по уровню экономического развития между странами приводит к тому, что крупные международные и региональные компании переносят производство в страны с более дешевой рабочей силой (в Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Индонезию) с последующей поставкой произведенной там продукции на рынки более развитых государств-участников. Так, компания «Nikon» перенесла производство деталей из Китая в Лаос, откуда затем экспортирует их на другие предприятия с более высокотехнологичным производством, расположенные в Таиланде. Таким образом, в регионе активно используются возможности создания трансграничных производственных цепочек.

    Показательным примером успешного регионально ориентированного бизнеса может служить малайзийская авиационная компания «AirAsia». За десять лет из бывшего государственного предприятия с огромными долгами она превратилась в одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков и стала первой авиакомпанией «лоукостером» в Азии. 65 из 95 маршрутов авиакомпании лежат в Юго-Восточной Азии. У «AirAsia» 15 хабов в регионе, среди ее сотрудников представители различных стран АСЕАН, в ее планы входит создание дочерних компаний в других странах Юго-Восточной Азии помимо Малайзии. Авиакомпания активно выступает в качестве сторонника тесной региональной интеграции и таких инициатив, как «единое небо АСЕАН» и свобода движения трудовых ресурсов.

    Филиппинская сеть ресторанов быстрого питания «Jolibee Foods Corporation» (JFC) начала свою деятельность с открытия кафе-мороженого в Маниле, а спустя 10 лет вошла в список 100 крупнейших компаний Филиппин с собственными ресторанами в Брунее, Сингапуре, Вьетнаме и Гонконге. Впоследствии JFC приобрела доли в нескольких сетях китайских фастфудов, азиатских и западных франшиз ресторанов быстрого питания. Цепь поставок JFC включает продукцию не только из Филиппин, но и других стран АСЕАН, к примеру, кофе импортируется из Вьетнама, специи - из Малайзии, Индонезии и Сингапура. По утверждению главы корпорации, региональная интеграция и либерализация движения товаров внутри АСЕАН позволяют компании строить эффективные цепочки создания ценности и предоставлять конечному потребителю качественную продукцию по доступны ценам.

    Компания «Banyan Tree Holdings Limited» , базирующаяся в Сингапуре, создала мировой бренд туристических курортов, спа, отелей и курортной недвижимости класса «luxury». Начав со строительства первого курорта на Пхукете (Таиланд), к настоящему моменту компания владеет отелями или предоставляет иные услуги в туристической сфере в 28 странах Восточной Азии, Ближнего Востока, Америки, и Африки.

    Вьетнамская компания «Trung Nguyen Coffee Corporation» за 7 лет своей деятельности превратилась в крупнейшего производителя и экспортера кофе во Вьетнаме, создав собственный бренд «G7». Начав с расширения своей деятельности на Сингапур, сейчас компания экспортирует свой кофе в 60 стран мира.

    Таиландская «Bangkok Dusit Medical Group» стала одной из крупнейших частных медицинских компаний в Юго-Восточной Азии, с филиалами по всему Таиланду, в Камбодже и Лаосе, а также предлагающей медицинские услуги для международных клиентов.

    Расширяют свои сети и асеановские банки. Крупнейший в регионе «DBS Group Holdings» (Сингапур) имеет свои офисы во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Мьянме, Таиланде, на Филиппинах, в Китае и Японии, в ОАЭ, Великобритании, США и других странах мира. Крупнейший в Малайзии и четвертый по размерам асеановский банк, «MayBank» действует во всех странах АСЕАН, кроме Таиланда. В будущем получение статуса квалифицированных банков позволит подобным крупным финансовым организациям, уже открывшим свои филиалы в других странах АСЕАН, снизить существующие издержки, а более мелким банкам, не имеющим возможности поддерживать иностранные филиалы, выйти на соседние рынки, действуя наравне с местными игроками.

    Быстрыми темпами растет сегмент электронной торговли. В 2015 году ведущий в регионе АСЕАН онлайн-ритейлер «Lazada Group» по собственным оценкам достиг показателя в 1,3 млрд. долл. США по валовой выручке всех продавцов электронной площадки на шести рынках Юго-Восточной Азии. Вторая по занимаемой на региональном рынке доле компания электронной торговли, специализирующаяся на индустрии моды, «Zalora Group» ведет свою деятельность на 11 рынках – в Малайзии, Индонезии, Брунее, Сингапуре, Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, на Филиппинах, Тайвани, в Австралии и Новой Зеландии, а ее выручка в 2015 году составила 234 млн. долл. США.

    Заключение

    Экономическая интеграция на пространстве АСЕАН демонстрирует осознанный выбор странами-участницами стратегии на глубокую вовлеченность в мировые экономические связи. Создание единого рынка товаров и услуг, помимо активизации и наращивания региональной торговли, имеет своей целью повышение конкурентоспособности региона путем привлечения международного капитала и формирования благоприятных условий для появления местных игроков мирового уровня.

    Учитывая существующие различия между странами АСЕАН по экономическому развитию и всему набору их социо-политических особенностей, темпы продвижения к единому экономическому пространству невелики и достижения сильно разнятся в зависимости от участника. Тем не менее, о положительной динамике свидетельствует несколько фактов. Во-первых, это достаточно весомые результаты по одному из направлений экономической интеграции – снижению импортных пошлин. Во-вторых, начало реализации скоординированных мероприятий по повышению логистической, инфраструктурной и информационной взаимосвязанности региона. В-третьих, появление в течение последних 10-15 лет в пятерке наиболее развитых асеановских стран крупного бизнеса, сумевшего выйти не только на рынки соседних государств АСЕАН, но и успешно работающего по всему миру. В-четвертых, одним из показателей роста привлекательности региона в мире служит увеличение присутствия транснациональных компаний и рост их заинтересованности в использовании возможностей для бизнеса, которые предоставляют как промышленно развитые Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, так и развивающиеся Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. Достигнутая к настоящему моменту степень региональной интеграции уже позволяет многим компаниям выстраивать новые региональные производственные цепочки. Дальнейшее сближение регуляторной политики и технических процедур в производстве, торговле и инвестициях создаст возможности для дополнительного снижения издержек и использования конкурентных преимуществ каждой из стран.

    В качестве приоритета развития страны АСЕАН ставят экономический рост, что отражается и в логике развития АСЕАН как интеграционного объединения. Правительства стран понимают, что обеспечение устойчивого экономического роста в условиях современной мировой экономики невозможно без постепенного отказа от протекционистских мер, открытия домашнего рынка и поиска способов для повышения своей конкурентоспособности. Углубляя интеграцию между собой, страны АСЕАН тем самым стремятся повысить свою привлекательность как единого региона, а за счет системы диалоговых партнерств и зон свободной торговли гарантируют вовлеченность в международные экономические связи, увеличивая свой вес в мировой экономике.

    Таким образом, разнородность государств-членов АСЕАН не позволяет им быстро реализовать глубокую интеграцию на пространстве ЮВА, в связи с чем АСЕАН делает постепенные шаги в сторону создания единого рынка в отдельных секторах и направлениях. Вместе с тем, конкуренция в регионе заставляет их консолидироваться, в том числе на фоне заключения отдельными государствами-членами и АСЕАН в целом соглашений о свободной торговле с внешними игроками, в первую очередь Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства.

    Вверх